- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности средневекового государства и права в Европе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006698 |
Тема: | Особенности средневекового государства и права в Европе |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНО- СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России) Специальность 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности Кафедра государственно-правовых дисциплин Реферат По дисциплине: «История государства и права зарубежных стран» Тема: Особенности средневекового государства и права в Европе Выполнил: Курсант 1 курса ФПС и СЭ-14-4 Рядовой полиции А.А.Тирских Проверил: старщий преподаватель кафедры ГПД, подполковник полиции С.М.Белозерцев 2014/2015 уч.год План Введение……………………………………………………………….3-4 Особенности средневекового государства и права…………..5-6 Основные черты средневекового права в Западной Европе…7 Возникновение Франкского королевства……………………..8 Государственный строй Франкского государства………..…..9 4.1.Военная организация……………………………………..9-11 Общая характеристика Салической правда франков………...12-13 Возникновение французского королевства. Сеньориальная монархия во Франции (9-13 вв.)……………………………….14-16 Период сословно-представительной монархии во Франции……………………………………………….16-17 Заключение……………………………………………………………..18-22 Список литературы …………………………………………………….23 Введение Средневековье — время социально-экономических и государственно-правовых процессов, происходивших в различных частях мира. Вместе с тем во всемирно-историческом масштабе ведущей тенденцией развития этой эпохи стало утверждение феодализма, явившегося шагом вперед относительно рабовладельческого и тем более первобытно-общинного строя. Генезис феодализма в разных регионах мира был неодинаков как по содержанию, так и по форме и времени свершения. Одновременно со складыванием феодальной государственности в Европе шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях. На мой взгляд, тема данной работы является актуальной, так как городское право сыграло особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Городские право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, но своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы. Цель настоящей работы – рассмотреть особенности городского права средневековой Европы. При написании работы нами были поставлены следующие задачи: Дать общую характеристику средневекового государства в Европе. Выявить основные черты средневекового права в Европе. Рассмотреть особенности городского права средневековой Европы. В работе использовался анализ существующих исследований по вопросам становления и развития средневекового европейского городского права. А также был произведен сравнительный анализ позиций и мнений российских ученых по данной проблеме. Среди отечественных и зарубежных ученых, посвятивших немалое количество своих работ по изучению особенностей городского права средневековой Европы, необходимо выделить следующие имена, ведь именно их труды послужили основой для написания данной работы: Косарев А.И., Кудинов О.А., Чепурнова Н.М., Серегин А.В. и др. 1.Особенности средневекового государства и права Начало средневековья совпало с массовым переселением народов. Великая миграция захватила гуннов, германцев, славян, арабов. Возникали и распадались этнические группы. Границы Римской империи беспрерывно атаковали так называемые варвары. В их числе были германские племена и салические франки. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности. Важным катализатором исторического развития были частная собственность, унаследованная от античности и христианская религия, которая распространилась в большинстве германских племен в 4 в. В Европе в период варварских государств, когда формирующийся класс земельных собственников-феодалов сплачивается вокруг королевской власти, первые государственные образования приобрели форму раннефеодальных монархий. Развитие феодальных отношений привело к усилению децентрализации государственной власти, к феодальной раздробленности. Способом поддержания государственной власти стали договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство в Западной Европе 9-13 вв. превратилось в великое множество государств-поместий и приняло форму сеньориальной монархии. 13-15 вв. - тенденции к консолидации государства вокруг короля, который, в свою очередь, искал поддержку у представителей богатых сословий. Этот период средневековых западноевропейских государств получил название сословно-представительной монархии. В 16-18 вв. (период позднего средневековья) государства в Европе вступили в стадию абсолютных монархий: королевская власть опиралась на военно-полицейскую силу, бюрократический аппарат, устраняла политическую оппозицию. Падение абсолютизма привело к началу Нового времени истории, представительной демократии. Христианская религия во многом способствовала централизации государственной власти, ее усилению. Короли подносили церкви большие дары, чаще в виде землевладений. Церковь постепенно превращалась в крупного землевладельца, в самостоятельный политический институт, претендующий на государственную власть. Симбиоз государственной и церковной власти привел к образованию в средневековой Западной Европе специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианской веры, бороться с еретиками. Суды инквизиции отвергали дохристианские виды судебных доказательств - ордалии, пытались ввести рациональное начало в судебный процесс . Вместе с тем, инквизиция ввела презумпцию вины, ряд жестоких пыток. Всеобщая история государства и права / за ред. К.И. Батиря. – М. 1998, стр.156 2.Основные черты средневекового права в Западной Европе В средние века постепенно начали складываться основы будущих национальных правовых систем. За несколько веков в странах Западной Европы происходит переход от варварских (племенных) обычаев к феодальным правовым обычаям, имеющим не персональный, а территориальный принцип действия. Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан, крестьян. Особое место занимало каноническое право, возникшее как право христианской церкви. В 16 в. Реформация ослабила влияние церкви и канонического права. Поскольку большинство стран Западной Европы возникли на обломках Римской империи, важную роль на правовые национальные системы сыграла рецепция римского права, то есть его восприятие средневековыми государствами. Римское право имело точные и готовые правовые нормы, регулирующие вопросы частной собственности и торгового оборота. Рецепцию РП поддержала и церковь, и королевская власть. Галана П.Н. Феодальное государство и право. – М., 1963, стр. 86 3.Возникновение Франкского государства В конце 5 в. в Северной Галлии (современная Бельгия и Северная Франция) образовалось государство франков, наиболее мощного союза северогерманских племен, которые называли себя еще салическими (приморскими). Ранее, с середины 4 в. франки, находясь в федеративных связях с Римом, получали за службу (охрана границ империи) земли империи. Таким образом, они имели возможность изучать способы и формы управления государством, знали латынь и римское право. Все земли, принадлежавшие ранее римскому императору и его сторонникам, были конфискованы и объявлены королевской, то есть государственной собственностью. Особенностью образования государства франков является то, что франки заимствовали у римлян готовые формы управления государством. Вторая особенность заключается в том, что у франков сразу после первобытнообщинной организации возникло не рабовладельческое, а феодальное государство. Графський В.Г. Всеобщая история права и государства – М., 2000, стр. 56 4.Государственный строй Франкского государства 1.Военная организация Раннее государство франков было слабо централизованным, имело черты военной демократии. Военный вождь одновременно являлся королем. Постепенно общинные формы управления трансформируются в государственные. Дружинники короля, племенные вожди превращаются в должностных лиц, наделенных судебной, административной, фискальной и военной властью. Общеплеменные народные собрания уже не функционируют, а сменяются смотрами боевой готовности - "мартовскими полями", во время которых король обнародовал свои эдикты, а также испрашивал мнение своих дружинников, искал поддержки, совета по важным вопросам, решение которых зависело от воли ополчения. При короле формировалась центральная администрация, состоящая из назначаемых королем должностных лиц из числа дружинников и земельных собственников. Главным должностным лицом в королевской администрации становится дворцовый граф - майордом, в обязанности которого входили судебные функции, руководство поединками, контроль за выполнением приговоров. Одним из важных полномочий королевской власти было пожалование земель, в основном королевским дружинникам на правах аллода (владение, пользование, распоряжение). В силу этого, формируется целое сословие крупных землевладельцев, которые уже принимали непосредственное участие в управлении государством. Постепенно все большую власть присваивает Королевский Совет, состоявший из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без его согласия король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. С ослаблением власти короля все большую независимость приобретают графы, герцоги, епископы. Они начинают присваивать в своих землях налоги, пошлины, судебные штрафы. С середины 7 в. власть переходит в руки майордома, происходит смена династии Меровингов на Каролингов. Один из них, майордом Карл Мартелл, был крупным землевладельцем, уже фактически правил страной. Стремясь избежать ошибок предшественников, раздаривших государственные земли, он провел земельную реформу: - земли теперь жаловались не в собственность, а во владение взамен службы королю (сеньору, сюзерену). Вассал обязан был нести службу, иначе земля у него изымалась. В случае смерти вассала владение могло быть закреплено за его наследниками на тех же условиях. Начался процесс формирования 3-х основных сословий: крупных феодалов, их вассалов и крестьян. Если Меровинги опирались на общину, ополчение, свободного крестьянина, то Каролинги - на своих вассалов. На смену раннефеодальной монархии пришло сеньориальная монархия. В 843 г. Верденским договором было положено начало самостоятельному существованию 3-х европейских государств: Франции, Германии, Италии (империя была разделена между внуками Карла Великого). На ранних этапах развития Франкского государства, когда ополчение состояло из народа, существовала всеобщая воинская повинность. Но нашествие арабов в 7 в. способствовало введению конной армии, что повлекло большие затраты на ее содержание. Еще Карлом Мартеллом была проведена реформа армии, цель которой - сделать армию более профессиональной. За службу всем воинам давалась земля на срок службы. Обязанность снаряжать себя была возложена на самих военных, что было под силу лишь состоятельным. Постепенно армия превращается в конное войско, а служба в ней становится привилегией крупных и средних земельных собственников. Сформировалось сословие всадников, которые называли себя шевалье или рыцарями. Единственным их занятием была служба своему сеньору и война. Благодаря системе вассалитета рыцари были включены в систему держания земли и тема самым - в систему управления. Графський В.Г. Всеобщая история права и государства – М., 2000, стр. 144 5.Общая характеристика Салической правды франков Самым важным и древним источником права на всем протяжении истории франского государства являлась Салическая правда, первоначальный текст которой не сохранился. СП не свод законов и не кодекс, а перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Судебный процесс мог начаться только по инициативе потерпевшего и имел состязательный характер. Главенствующим видом наказания был выкуп - штраф. Его размер зависел от значимости преступления, его последствий. К штрафам осуждались свободные франки. Несвободные (литы, рабы) наказывались смертью. Преступления против детей и женщин карались более строго, чем совершенные против мужчин. СП содержит следующие виды преступлений: - убийство, - разбойное нападение, телесные увечья, - кража, грабеж, - незаконное вторжение в дом, луг, поля, - изнасилование, прелюбодеяние и др. Салическая правда регулировала правовое положение различных социальных групп. Франкское общество состояло из: - свободных (графы, рыцари, римские свободные землевладельцы, священники); - полусвободных (колоны и литы); - рабов (сервы). Оставшееся от римлян в наследство рабство официально не было отменено. Сервы, между тем, имели земельный надел, семьи. Франки занимали более привилегированное положение, чем римско-галльское население. Брачно-семейные отношения Брак заключался в форме покупки невесты. Условия заключения брака: 1. достижение брачного возраста: 14 для жениха, 12 для невесты, 2. согласие отца (опекуна), 3. не должны находиться в близкой степени родства. Разводы вначале допускались, но после укрепления христианства были запрещены (744 г.). Мужчина мог требовать развод в случае совершения женой преступления или ее измены. Если муж бросал жену, он обязан был оставить часть имущества ей и детям. Приданое жены становилось ее собственностью, которой она могла распоряжаться. В случае смерти мужа жена наследовала значительную часть общесемейного имущества. По СП имущество наследовали сыновья и дочери равными долями. При отсутствии детей имущество переходило отцу, матери, брату, сестре и другим родственникам по отцовской линии. Обязательственное право Во франкском государстве были распространены договоры займа, купли-продажи, поручения и др. Договоры заключались между свободными или полусвободными. Сделки оформляли судьи, особые государственные чиновники. Существовали долговые расписки и книги. Основными способами обеспечения обязательства служил заклад вещи, поля, личности должника, поручительство. 1. История государства и права зарубежных стран / под ред. Крашенниниковой, Жидкова в 2-х томах – М., 1998, 6.Возникновение Франкского королевства. Сеньориальная монархия во Франции(9-13 вв.) Франция этого времени еще не представляла сильного централизованного государства. Это был период феодальной раздробленности. Король, по сути, являлся крупным феодалом с особым титулом. Никаких полномочий государственного характера королевская власть не имела. У него не было даже постоянного местопребывания. Он вел со своей свитой бродячую жизнь, переезжая их одного города в другой и пользуясь правом постоя. Казна королевская была невелика. Король не взыскивал с населения денежных налогов, собирая в основном натурой со своих доменов (имений), взыскивал в свою пользу судебные штрафы, получал добровольные дары от духовенства и монастырей. Даже в своей сеньории король не чувствовал себя господином: непосредственно подчиненные ему бороны и рыцари плохо его слушались. В это время во Франции получили широкое распространение феодальные иммунитеты и сеньориальные права. Иммунитет был своего рода договором: королевская власть отказывалась от осуществления ею государственных полномочий в пользу иммуниста, а тот как бы брал на себя все государственные дела, повинности и обязанности на этой территории. Эти отношения взаимного признания прав и обязанностей получил название сюзеренитета-вассалитета. Тот, кто отдавался в вассальную зависимость, признавал покровителя своего сюзереном или сеньором, то есть старшим, начальником. Верховным сюзереном был король. За ним следовали вассалы первого ранга: герцоги и графы. Они были вассалами короля, но в то же время фактически были самостоятельными независимыми государями в своих владениях. Вассалами второго ранга, находившихся в вассальной зависимости от герцогов и графов, были бароны и виконты. К третьему принадлежала самая большая группа мелких и средних феодалов - шевалье. Шевалье (рыцари) не имели своих вассалов и выступали в роли сеньоров только по отношению к своим крестьянам. Слабость королевской власти заключалась еще и в том, что по зову короля на военную службу собирались только его непосредственные вассалы, так как существовал принцип: "Вассал моего вассала - не мой вассал". Отношения между сеньорами и вассалами строились на основе договора, который фиксировал обязанности сторон. Французское государство в 10-11 вв. - классический пример сеньориальной монархии. Король считался главой государства номинально. Политическая власть была разделена между ним и феодалами разного уровня. Центр власти был сосредоточен в сеньориях великих феодалов. С середины 12 в. короли сделали первые шаги по усилению своей власти и государственной централизации. Короли начинают добиваться вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране. Титулы и ранги становятся наследственными, начинает формироваться замкнутое сословие дворян. К 13 в. уже все жители в королевстве считались подданными короля и должны были повиноваться. Основным учреждение власти был Королевский двор, состоявший из вассалов короля, они составляли королевскую курию, являвшуюся также Королевским судом. В середине 13 в. образовался институт королевских следователей, проводящих расследования, приводящих приговоры в исполнение, контролирующих власть на местах. Вводится единая королевская монета сначала только во владениях короля, которая позже вытеснила деньги во владениях феодалов. Таким образом, формируются финансовые прерогативы короля. Все эти реформы способствовали расширению доходов государственной казны. Проведенные Людовиком IX реформы привели к оформлению центрального управления Франции. Королевский совет из съезда феодалов превратился в центральное бюрократическое учреждение, разветвленное на ряд ведомств. Из королевской курии выделилась счетная палата, ведавшая финансовыми поступлениями, и специальный судебный орган - парламент (1260 г.), который стал высшим судебным органом королевства. Он состоял из светских и духовных феодалов, легистов, назначаемых королем. 1.Период сословно-представительной монархии во Франции В 14-15 вв. во Франции начали складываться предпосылки для образования новой формы государственной власти феодалов – сословно представительной монархии. К началу 14 в. королевский домен включал уже ? территории страны. В противостоянии Франции и Рима в вопросах церкви победу одержали французские короли, которые получили право назначать на церковные должности. Отношения вассалитета сменились безусловным подданством. В 14-15 вв. во Франции завершился процесс формирования 3-х крупных сословий: - дворянство, - духовенство, - "неблагородное сословие" купцов, зажиточных ремесленников, свободных крестьян. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила самостоятельный политический характер. Они лишились права вести частные войны, иметь собственные армии, что вызывало недовольство феодалов. Король был вынужден идти на компромиссы с ними, в том числе с третьим сословием. Таким компромиссом стали Генеральные Штаты – сословно представительный орган, которые король созывал по своему усмотрению, когда нуждался в одобрении своих действий или деньгах, т.е. налогах. Генеральные штаты имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Король иногда уступал Штатам и издавал по их просьбе ордонанс. Если депутаты уклонялись от вынесения угодных королю решений, король мог долгое время не созывать Штаты (20-70 лет). Воспользовавшись тем, что король оказался в плену у англичан, Штаты, собрав деньги, выкупили его и заставили подписать "Великий мартовский ордонанс 1357 г.", в соответствии с которым Генеральные Штаты получили право: - собираться по собственному усмотрению каждые 3 месяца, - права требовать отчета о расходах налогов - требовать привлечения к суду виновных в злоупотреблениях министров. Таким образом, несмотря на усиление королевской власти, король теперь был ограничен Генеральными Штатами, с которыми ему пришлось считаться до тех пор, пока не произошло объединение всех сеньорий и окончательное укрепление королевской власти. 1. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство. – М., 1967, 2. Ливанцев К. Е. История средневекового государства и права, Санкт-Петербург2000 3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах, М., 1998, Заключение Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "варварским" королевствам, а в конечном счете — к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхождения, он восходит к итальянским гуманистам XV–XVI вв., видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами — античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как Востока, так даже и Восточной Европы. Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира (особенно его политического демократического наследия), не была регрессом в истории государственности и человечества в целом. Развал Римской империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов. Они уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели в средние века создать свои, неизвестные странам Востока и античному миру, исторически более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни. Важным катализатором исторического развития, определившим уникальность западноевропейской цивилизации и в последующие века, были унаследованные от античности частная собственность, выступавшая в средние века прежде всего в виде феодальных поместий, и христианская религия. Влияние античных традиций в средневековой Европе с большой силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в рамках феодального общества с невиданной для всего тогдашнего мира быстротой складываются материальные и духовные предпосылки капитализма. Историю средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в зависимости от тех ее аспектов, которые составляют предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень развития феодальных отношений, культура, религия и т. д.). В мировой литературе нет единого подхода и к самому понятию "феодализм", который нередко отождествляется с политической раздробленностью, с феодальной иерархией, с определенными ступенями церковной организации и т. д. В отечественной литературе последних лет доминировала марксистская трактовка феодализма как особой общественно-экономической формации. Соответственно и периодизация средневековья связывалась прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма — раннее средневековье, расцвет феодализма — развитое средневековье, упадок феодализма — позднее средневековье). Так, в Европе в период ранних (варварских) государств, когда формирующийся класс земельных собственников-феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников, первые, как правило, крупные государственные образования приобретали форму раннефеодальных монархий. Развитие феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX–XIII вв. в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло форму сеньориальной монархии. Экономический подъем в XIII–XV вв., связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий. Наконец, в позднем средневековье (XVI–XVII вв.), когда полным ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смогла еще какое-то время обеспечивать экономическое развитие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории, давшей миру образцы представительной и демократической государственности. Особенность западноевропейской модели средневекового государства определяется не только эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм. Для нее также характерной является (особенно в периоды децентрализации и территориальной раздробленности) диффузия политической (государственной) власти, которая переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов, а также в поместья крупных земельных собственников. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности. В таких условиях связи государства с другими элементами (институтами) политической системы становятся особенно сложными. В истории западноевропейского средневековья сельская (крестьянская) община не порождала каких-либо особых проблем для государства. Она являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви. Иначе строились отношения государства с теми средневековыми общественными институтами и объединениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего с церковью и городами. Особенно сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству. Список литературы 1. Всеобщая история государства и права / за ред. К.И. Батиря. – М. 1998, Галана П.Н. Феодальное государство и право. – М., 1963, Графський В.Г. Всеобщая история права и государства – М., 2000, История государства и права зарубежных стран / под ред. Крашенниниковой, Жидкова в 2-х томах – М., 1998, Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство. – М., 1967, Ливанцев К. Е. История средневекового государства и права, Санкт-Петербург2000 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах, М., 1998, Прокопьев В.П. История германской государственности Х-ХУІІ вв. – Калининград, 1984, Чернилевский З.М. Всеобщая история государства и права. – 1996, 2....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: